Муниципальная программа по профилактике буллинга среди обучающихся образовательных учреждений района «Вместе против буллинга»

14.01.2025

ВВЕДЕНИЕ

 

Буллинг — это постоянные намеренные негативные действия, направленные на одного и того же ребенка со стороны другого ребенка или группы детей.

Само слово английское, его дословный перевод означает «драчун, насильник, хулиган», обозначает термин групповой или индивидуальный террор, при этом степень насилия может быть разной: от легкой до тяжелой, с нанесением физических увечий и доведением до самоубийства.

Выделяют несколько типов буллинга:

                    Физический. Он проявляется побоями, иногда даже намеренным членовредительством.

                    Поведенческий. Это бойкот, сплетни (распространение заведомо ложных слухов, выставляющих жертву в невыгодном свете), игнорирование, изоляция в коллективе, интриги, шантаж, вымогательства, создание неприятностей (крадут личные вещи, портят дневник, тетради).

                    Вербальная агрессия. Выражается в постоянных насмешках, оскорблениях, окриках и даже проклятиях.

                    Кибербуллинг. проявляется в травле при помощи социальных сетей или посылании оскорблений на электронный адрес. Сюда входит съемка и выкладывание неприглядного видео в общий доступ.

Цель программы:

- создание благоприятных условий для успешного становления классного коллектива и развития каждого ребенка;

- создание условий для сохранения психического и психологического здоровья обучающихся;

 Задачи программы:

- развивать у обучающихся личностные качества, препятствующие проявлению буллинга (саморегуляция, эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, критичность, ответственность, эмпатия);

- развивать у обучающихся правовую грамотность в отношении противоправных действий против личности;

- использовать  проектную технологию, психологические тренинги, ориентированные на организацию совместной деятельности обучающихся и взрослых, способной изменить систему сложившихся взаимоотношений.

Ожидаемый результат:

1. Осмысление обучающимися понятия буллинга.

2. Формирование у обучающихся негативного отношения к насилию над человеком.

3. Формирование позитивного отношения к самому себе, повышение самооценки обучающегося.

4. Снижение уровня агрессии и буллинговых проявлений среди обучающихся образовательных учреждений.

 

 

1.     Основные причины буллинга в образовательной среде.

 

Причины агрессивного поведения к одному из обучающихся находятся в двух плоскостях:

1.                Семья и окружение. Пример поведения обучающихся берут от своих родителей и общества, где доминирует культ грубой силы. Бесконечные бандитские сериалы по телевидению, дворовая этика, неуважительное отношение к слабым и больным со стороны взрослых, учат детей определенным моделям поведения. Важную роль в формировании личности играют и компьютерные игры, в которых ребенок может безнаказанно убивать и бить, проявлять агрессию.

2.                Школа. Умышленные толчки, пинки, удары, побои (нанесение  телесных повреждений, насилие, связанное с действием на психику, наносящее психологическую травму путём словесных оскорблений или угроз, преследование, запугивание, которыми умышленно причиняется эмоциональная неуверенность, иногда не намеренно учителя сами дают начало буллингу, потому что не умеют справляться с проявлениями агрессии в детских коллективах.

 

2.     Социальная структура буллинга: преследователь (булли),

жертва, наблюдатель.

 

Преследователь:

·     Дети, уверенные в том, что господствуя и подчиняя легче всего добиться своих целей.

·     Не умеющие сочувствовать своим жертвам.

·     Физически сильные.

·     Легко возбудимые, импульсивные, с агрессивным поведением.

·     Мечтающие быть лидерами в классе.

·     Желающие быть в центре внимания.

·     С высоким уровнем притязания.

·     Уверенные в своем превосходстве над жертвой.

·     Дети не признающие компромиссов.

·     Агрессивные дети, самоутверждающиеся в жертве.

·     Со слабым контролем.

·     Интуитивно чувствующие – какие одноклассники не окажут им сопротивление.

 

Союзники булли:

·     Боящиеся быть на месте жертвы.

·     Не желающие выделяться из толпы одноклассников.

·     Дорожащие своими отношениями с лидерами.

·     Поддающиеся сильному влиянию.

·     Не умеющие сопереживать и сочувствовать другим.

·     Безынициативные.

·     Принимающие травлю за развлечение.

·     Дети жестоких родителей.

·     Из неблагополучных семей, имеющие опыт насилия.

·     Озлобленные ровесники, мечтающие взять реванш за свои унижения.

 

Жертва:

·     Тревожные, несчастные, с низкой самооценкой, не уверенные в себе.

·     Не имеющие ни одного близкого друга из числа сверстников, друг – взрослый.

·     Пугливые, застенчивые, замкнутые, чувствительные.

·     Склонные к депрессии и суициду.

·     Из неблагополучных семей, имеющие опыт насилия.

·     Страдающие от одиночества.

·     Верящие, что заслуживают роль жертвы, и пассивно ждущие насилия от преследователей.

·     Имеющие негативный опыт жизни.

·     из неблагополучных семей.

·     с комплексами неполноценностей.

·     Не верящие в защиту учителей.

·     Смирившиеся с насилием, как со своей судьбой.

·     Предпочитающие умалчивать о травле и насилии.

·     Не считающие себя частью своего коллектива.

 

Особенности поведения жертв буллинга:

·     Ребенок неохотно идет в школу и очень рад любой возможности  не ходить.

·     Возвращается из школы подавленным.

·     Часто плачет без видимых причин.

·     Никогда не вспоминает никого из одноклассников.

·     Одинок.

·     Ничего не рассказывает о своей школьной жизни.Хочу такой сайт

·     Его не приглашают  ни на дни рождения, ни в гости, и сам он никого не приглашает к себе.

 

3.     План мероприятий программы по профилактики буллинга

 

№№

Наименование мероприятий

Срок исполнения

Ответственный

исполнитель

11

Диагностика:

-Социометрия;

- «Исследование психо-эмоционального состояния»;

- опросник индекса общего самочувствия;

- тест-опросник А.В. Зверева (исследование волевой саморегуляции);

- карта наблюдений за эмоциональным состоянием учащихся и д.р.

2 раза в год

Педагог – психолог

Классный руководитель

22

Классные часы по профилактики буллинга

(«Что такое буллинг. Есть ли буллинг в нашем классе», «Мы против буллинга», просмотр фильма «Чучело» с последующей рефлексией и т.д.)

Не менее 1 раза в квартал

Кл. руководитель

Педагог – психолог.

 

33

Тренинговые занятия по профилактики буллинга: индивидуальные, групповые.  («Проигрывание ситуаций», «Волшебная подушка», «Мы живем по новым законам. Получается или нет?» и д.р.)

В течении года по необходимости

Педагог – психолог, Социальный – педагог

Кл. руководитель

 

4

Применение «Метода Фарста»

(приложение №1 «Методы выявления, прекращения и профилактики буллинга в школе»)

В течении года по запросу.

Зам. директора по воспитательной работе

Педагог – психолог

Кл. руководитель

Социальный – педагог

55

Внутришкольная акция  «Час с психологом «Время доверять» о всероссийском телефоне доверия»

В течение всего года

Педагог – психолог, Кл. руководитель

 

6

Введение единых правил в школе в отношении буллинга

1 полугодие

Администрация школы    

47

Родительские собрания по профилактики буллинга. («Буллинг в подростковой среде», «Как распознать жертву буллинга», «О правах ребенка на защиту от любой формы насилия», «Как пережить последствия буллинга, причиненного в подростковом возрасте», «Как предотвратить и преодолеть буллинг?» и т.д.).

В течении года

Педагог – психолог, Социальный - педагог

Кл. руководитель

 

18

Информационно – просветительская беседа на тему «Уголовная и административная ответственность подростков»

(с участием представителей ОМВД России по Нанайскому району)

1 полугодие

Педагог – психолог

Кл. руководитель

Социальный – педагог

 

89

 Семинар – практикум для педагогов «Профилактикам моббинга и буллинга в детско-подростковой среде»

 

1 полугодие

Администрация школы

Педагог - психолог

110

Аналитический и статистический отчет о реализации программы по профилактики буллинга, с предоставлением отчетности в управление образования

 

Ежеквартально

Руководитель образовательного учреждения

Педагог – психолог

 

________

   

 

 

 

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 14.01.2025

Дата обновления: 14.01.2025

Дата публикации: 14.01.2025

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».